Тренер Школы Плавания Mad Wave. Стаж работы более 20 лет.

Елена Геннадьевна, как вы попали в плавание?

С раннего детства моя судьба была предопределена, т.к. мои родители оба были тренерами по плаванию. Они работали в команде — папа основной, а мама второй тренер. Моего папу зовут Ющенко Геннадий Петрович, он “легенда омского плавания”, основатель спортивного плавания в Омске и инициатор строительства первого в городе 25-метрового бассейна. 

 Мой отец 1940 года рождения, его поколение в детские годы занималось сразу несколькими видами спорта. Зимой — это коньки, лыжи, хоккей, а летом — плавание, бег, бокс и так далее. Если не изменяет память, у папы было около 15 спортивных разрядов в различных видах спорта. 

В конечном итоге он остановился на плавании благодаря своему тренеру, который стал для него добрым наставником. Я сначала немного сопротивлялась, но в конечном итоге родители смогли меня завлечь на тренировки, да и других вариантов наверное у меня не было. 

Под началом тренера — папы наверное легко тренироваться? 

Он никогда не выделял меня на фоне других учеников и не делал никаких поблажек, на тренировках мне нужно было обращаться только по имени —  отчеству и никаких тебе “пап”. Правда, я действительно по результатам выделялась среди девочек своей группы и однажды он даже поставил меня в пример, что было очень ценно, учитывая его строгий подход. 

Выделялись на фоне других? Значит спортивная карьера шла в гору?

Я показывала неплохие спортивные результаты, много тренировалась, участвовала в соревнованиях и уже в 15 лет выполнила кмс по плаванию, но в этом же возрасте появились небольшие проблемы со здоровьем и мне пришлось перейти в оздоровительную группу. Плавать конечно продолжила, но уже без акцента на спортивное совершенствование. 

С того момента я стала немного переориентироваться на тренерскую деятельность, тем более, папа убедил меня в том, что я смогу продолжить семейную династию. 

Поступила в Омский Институт физической культуры и спорта и с 1-го курса начала работать помощником тренера в спорт группе, а также, была членом научно-исследовательской команды. 

Затем аспирантура и работа преподавателем на кафедре плавания. 

С появлением детей пришлось оставить работу, т.к. нужно было больше уделять внимание семье, но зато появилось время для изучения детской и спортивной психологии. 

К тренерской работе я вернулась 10 лет назад.

Какова она, ваша философия тренировочного процесса?

Я прежде всего создаю атмосферу, в которой детям комфортно было бы находиться, необходимо сдружить их таким образом, чтобы они хотели возвращаться на тренировку снова и снова. Своей главной задачей вижу — через занятия плаванием научить детей социализироваться и преодолевать жизненные ситуации разными возможностями. Даже когда в рамках тренировок возникают какие-то трудности, мы пробуем вместе найти решение и коллективно разобраться в проблеме. Стараюсь озадачивать такими упражнениями, чтобы мозг постоянно работал и учился анализировать. Вообще, учу их ко всему относиться с юмором, верю, что таким образом можно урегулировать любой конфликт. 

Сколько себя помню, меня всегда окружали папины ученики, которые благодарили его за бесценный жизненный опыт и за то, что всегда был рядом с ними. 

Меня это очень вдохновляло и хотелось, чтобы и у меня были такие ученики 

Сейчас, например, у меня есть ребята, которые в силу обстоятельств уехали из страны, но продолжают присылать мне фото и видео отчёты своих тренировок и продолжают спрашивать мои советы и рекомендации.

Если сравнивать то время, когда вы сами тренировались и сейчас, то насколько существенно изменилась методика тренировочного процесса?

Прежде всего современный тренировочный процесс стал более технологичным. Появились компьютерные диагностики, видеосъемки, в том числе и подводные. А это очень важно, когда разбираешь технику и нужно исправить какую-то ошибку. Спортсмену легче понимать, что он делает не так, когда видит себя со стороны, в моё время такого точно не было. 

Наверняка у каждого тренера со временем появляются свои авторские наработки, есть у вас таковые?   

Меня папа всегда напутствовал — давать детям возможность придумывать названия разным упражнениям. Суть в том, что я придумываю для них упражнения, а дети уже сами решают, как они будут называться. У нас есть уже и “бегемотики” и “комарики” и много чего другого, помню сама в детстве свои любимые упражнения называла всякими “пироженками” и “мороженками”. Я конечно держу в рамках этот процесс, чтобы не доходило до абсурда (смеется). Это делается прежде всего, чтобы их эмоционально разгрузить, ну и чтобы им повеселее было. Хотя мне кажется, что многие мои коллеги прибегают к такому приему. 

Вы часть команды Школы Плавания “Mad Wave”, без преувеличения одной из лучших школ плавания Москвы, что вас принципиально отличает?

Прежде всего нас отличает то, что помимо тренировочного процесса есть еще и спортивная направленность, не во всех оздоровительных школах есть что-то подобное. У нас проводятся уникальные соревнования — “Кубок Вита”, где дети могут получать разряды и даже выигрывать бесплатные путевки на летние сборы. 

Эти соревнования проводятся на профессиональном уровне и были придуманы исключительно для наших детей, где каждый ребенок может попробовать свои силы, при этом, не обязательно будучи продвинутым спортсменом. Со временем наш турнир превратился в открытое городское первенство, куда могут заявиться спортсмены из разных школ. Это очень мотивирует наших детей готовиться по-настоящему к соревнованиям. 

Елена Геннадьевна, какой совет вы можете дать подрастающему поколению?

Активность. Когда ребенок занимается спортом или физкультурой он неосознанно формирует привычку активно двигаться. Это ему очень в жизни пригодится, потому что помимо пользы для здоровья, занятия спортом напрямую влияют на работу головного мозга. Чем больше развиты двигательные навыки, тем более пластичнее будет мозг к восприятию информации. Известно даже, что благодаря активным занятиям спортом мозг увеличивается в объеме. Все успешные люди в детстве очень много двигались, в этом есть прямая связь. 

Ну и напоследок, плавание — это…

Образ жизни.